В России появились новые дорожные знаки и изменились правила их использования

Росстандарт утвердил изменения в ГОСТ, которые вводят новые дорожные знаки и корректируют правила их применения. Нововведения вступят в силу с 1 января 2026 года, однако регионы могут начать использовать их уже сейчас.
Среди нововведений — табличка «Глухие», которая будет устанавливаться перед пешеходными переходами рядом с объектами, посещаемыми людьми с нарушениями слуха. Также появился знак, рекомендующий скорость при проезде через искусственные неровности.
Изменения в правилах использования
Изменения коснулись и табличек, указывающих период действия знаков. Теперь на них можно указывать конкретные месяцы, например, «сентябрь — апрель». Ранее на таких табличках указывались только часы или дни недели. Кроме того, знак «Стоп-линия» теперь может быть установлен вертикально.
Также разрешено объединять несколько знаков на одной табличке. Например, знак «Парковка» можно совместить с указанием способа постановки автомобиля на стоянку. Аналогично на знаке ограничения скорости можно разместить предупреждение о наличии «лежачего полицейского».
Упрощение дорожной инфраструктуры
Изменились и правила использования указателей. Теперь перед некоторыми регулируемыми перекрестками в населенных пунктах можно не устанавливать знак «Стоп-линия», если есть соответствующая разметка. Временные ненужные данные на указателях теперь можно закрывать красной магнитной лентой вместо использования чехлов.
Новый стандарт, разработанный при участии специалистов московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД), вступит в силу с 1 января 2026 года, однако регионы могут применять его уже сейчас. В ЦОДД считают, что это позволит постепенно убрать с улиц Москвы более 55 тысяч избыточных знаков, снизив тем самым «визуальный шум».
Мнения экспертов
Член общественного совета подмосковного минтранса Андрей Мухортиков отметил, что столь масштабные изменения в ГОСТе происходят впервые за последние шесть лет и помогут снизить визуальный шум на дорогах. В частности, вертикальные таблички «Стоп» не будут мешать обзору светофоров и пешеходам.
Однако координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов выразил опасения, что оптимизация может привести к путанице и штрафам, особенно в случаях, когда стоп-линия стерта или скрыта снегом, а дублирующего знака нет. Он подчеркнул, что такие ситуации могут привести к непреднамеренным нарушениям и штрафам, чего допускать нельзя.